Исторический формуляр ПЧ-114

Развитие и становление пожарной охраны города Баймак

В 1936 году начинается организованная борьба с пожарами и  правительство страны принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны, создается Главное управление пожарной охраны, где складывается единая система Государственного пожарного надзора в составе НКВД (МВД), на которого возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны.

И в городе в 1939 году начинается строительство кирпичного здания пожарного депо с 2 выездными воротами, которое и вводится  в эксплуатацию в конце того же года. Одной из достопримечательностей города Баймак стала пожарная каланча. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города, откуда просматривались не только окраины, но и близлежащие села, где дозорные несли дежурство, следили за пожарной обстановкой. Бывшее здание пождепо располагалось по адресу ул. Кирова, дом 1.

PCh 114 istoriya1

 Здание пожарного депо, 1962 год.

В те времена на вооружении городской пожарной команды был 1 конно-бочный ход с ручным насосом марки «Красный факел» производительностью 120 литров в минуту и запасом воды 400л, ломовой инструмент.  Сбор личного состава осуществлялся по сигналу колокола. С началом Великой Отечественной войны боеспособные мужчины-пожарные были призваны на фронт. На их места встали в строй старики, женщины, порой и дети. Из воспоминаний жителя улицы Файзи города Панявиной  Марии (умерла в 2007 году) она работала пожарным в  годы Великой Отечественной войны. Ей не один раз пришлось выезжать на тушение пожаров. Пожарная команда имела лошади, линейку, на которой размещался ручной пожарный насос и ломовой инструмент, бочка с водой. Также медеплавильный завод имел свою ведомственную горно-спасательную службу, на вооружении которой имелся пожарный обоз, спасательный и пожарный инвентарь. Наряду со спасательными работами личный состав службы привлекался на тушение пожара и на объектах завода, и за его пределами.

В середине 50-х годов объем выпускаемой промышленной продукции Баймакского медьзавода  стал падать в связи с нерентабельностью производства (изношенность основных средств, техники и механизмов) и выработкой рудных запасов и с 1 января 1957 года медеплавильный завод был закрыт. На его базе был создан машиностроительный завод по выпуску запчастей для горного оборудования. Объекты завода охранялись 74-ым стрелковым отрядом военизированной охраны, в штатном расписание которого в 1957 году предусматривалось 26 должностей, в 1957 году их численность сократилась до 14 должностей и  в 1962 году отряд сократился полностью, его имущество, пожарная и другая спецтехника, оборудование и часть личного состава отряда переехали в город Сибай. После на машиностроительном заводе создается пожарно-сторожевая охрана.

Часть коренных баймакцев 74-ого стрелкового отряда военизированной охраны переходят в городскую пожарную охрану г.Баймак и продолжают трудовую вахту в родном городе. В 1950 годы начальником городской пожарной команды работал Кудашев Нургали Мурзагалиевич, которого в 1958 году направляют на 11-месячные курсы повышения квалификации в Омскую пожарно-техническую школу. Кудашев Н.М. пожарную команду города возглавляет до 1 ноября 1969 года после продолжает работать на должности пожарного, а 9 декабря 1972 года он возглавляет ВДПО.

В конце 1950 годов база городской пожарной команды г.Баймак стала развиваться. С  1956 года на вооружении городской пожарной команды имелось  две пожарные машины марки:

  • ПМГ-5. Автонасос АН-25 (51) модель 6. 1946 г. выпуска Московского завода пожарных машин;
  • ПМГ-6. Автоцистерна АЦ-25(51) модель 6. 1950 г.выпуска Грабовского завода;
  • Aвтоцистерна на шасси ГАЗ-51 с закрытым кузовом. Запас вода - 1000 л, насос - ПН-25А, подача - 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., скорость - 70 км/ч.

Личному составу команды выдавались спецодежды, форменное обмундирование.

PCh 114 istoriya3

 Слева пятый в форме Кудашев Н.М.,
седьмой – инструктор Каскинов Х.Л

 С 1956 года в ГПК образовался 3 караула в составе: командира отделения, шофера, 2 бойцов. Шоферами в то время работали Сирбаев Гильмитдин Сатыбалдович, а брат Хуснутдин Сатыбалдович бойцом, Маргенков В.А., Серебрянков С.В., Завьяков А.П. бойцами, Байгутлин Р.М. (1956-1978г.г.), Мазитов В.М., Сивилькаев И.Ф., Шведков Б.Т., Батыршин Х.К., Арчибасов М.Ф.
Личный состав пожарной команды свободные от работы время занимались профилактической работой по  предупреждению пожаров, наиболее ответственные предприятия, организации закреплялось приказом за начальником пожарной команды, остальные – за инструктором по пожарной профилактике, командирами отделений и жилой сектор – за шоферами и бойцами.
 Лучшему караулу за хорошие показатели в боевой подготовки, службе присваивался №1.

С 1962 года вместо командира отделения вводится должность начальника караула.
Материально-техническая база городской пожарной команды постоянно укрепляется, поступает все более мощная пожарная техника.

В 1963 году в штате имелось 18 человек личного состава: начальник команды, инструктор по профилактике, 3 начальников караула, старший шофер, 4 шофера, 7 пожарных, из них 2 женщины-пожарные (Кудрявцева Н.П., Ефимова М.Н.), а также в расчете содержались автомашины марки ПМЗ-27 на шасси ЗИЛ-157, ПМГ-6 на шасси ГАЗ-51, грузовой автомобиль ГАЗ-51, МП-800.

С 1967 года в штат ППЧ-10 вводится должность бухгалтера по совместительству, принимается на эту должность Сафронова Варвара Трифоновна, заводится бухгалтерско-операционная документация по учету материальных ценностей (Приказ по ППЧ-10 от 7.01.67г., основание Письмо УПО МВД БАССР №16/6 от 3.01. 67г. и штатное расписание ППЧ-10 от 31.12.66г.).

В 1968 году пожарная команда вводит в боевой расчет автоцистерну ПМЗ- 63 на шасси Зил-130, в 1969 году автоцистерну ПМЗ-27 на шасси ЗИЛ-157, а автомашину автоцистерну ПМГ-19 на шасси ГАЗ-66 передают колхозу имени Салавата.

PCh 114 istoriya2

Второй  ряд, второй слева начальник
ГПК  Кудашев Н.М.

 С 1957 года начинает работать в качестве инструктора по пожарной профилактике Евстигнеев Михаил Спиридонович, после переводится командиром отделения, с 1969 года назначается начальником караула ППЧ-10. В этом же году принимают на работу Аргинбаева М.Ф. командиром отделения и Соболеву Раису Сергеевну бойцом.
С сентября 1956 года по май 1961 года инструктором профилактики работает Каскинов Х.Н., в отсутствии начальника ГПК он исполнял его обязанности.

Инструкторами по профилактике также работают в 1961-1962 г.г. Миронов В.А., 1964-1965 г.г. Уметбаева К.Г.,  которая после была переведена на работу в горсовет.

В 1968 году вводится еще одна должность инструктора и с 1968 по 1991 г.г. работает Пересторонина А.А.

В 1970-1982 г.г. старшими инструкторами работают Якупова З.С., Парфенов В.А., Ермаков Ф.М.

С 1988-1994 г.г. старшим инструктором работает Юнусбаев Г.Я.

С 1991 года инструкторами работают Исхакова М.Ф. и Муратов Ф.А., а с 2006 года должность инструкторов противопожарной профилактики сокращается. Исхакова М.Ф. переводится специалистом по кадру, Муратов Ф.А. заместителем начальника части.

Согласно разнарядки УПО МВД БАССР 10 октября 1973 года ППЧ-10 получает АЦ-30 на базе ГАЗ-66 и вводится в расчет, кроме имелось в боевом расчете 2 автоцистерны ПМЗ- 63 на шасси Зил-130 и ПМЗ-27 на шасси ЗИЛ-157.

PCh 114 istoriya4

Участники совещания ВДПО, 1978 год.

С 1975 года в ППЧ-10 водится 4-х сменное дежурство караулов.

По разнарядке УПО МВД БАССР 1 марта 1984 года ППЧ-10 получает новую автоцистерна ПМЗ- 63 на базе ЗИЛ-130, гос.№ 15-13 БАШ и вводится в расчет, а старая автоцистерна ПМЗ- 63 на шасси ЗИЛ-130 передается в другую организацию.

С 30 мая 1986 года вводится в расчет автоцистерна АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131, с января 1993 года - автолестница АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131, с 2006 года - автоцистерна АЦ-6.0-40(5557) и  автолестница АЛ-30(4320-01К).

 На основании приказа МВД БАССР №273 от 8 октября 1991 года на базе ППЧ-10 создается ПСО-6 (пожарно-спасательный отряд №6) ПАСС МВД БССР, куда вошли отделение ОГПН Баймакского ГРОВД, ППЧ-10 и ППЧ-94 п.Тубинск, начальником отряда назначается начальник инспекции ГПН Дусуев Абдулкавей Ризович, инспекторский состав госпожнадзора переезжает из здания ГРОВД в пожарную часть.

Силами личного состава ППЧ-10 к зданию пожарного депо был построен пристрой под административное помещение (кабинет начсостава).

В 1993 году ПСО-6 был переименован в 114-ую пожарную часть ОПО-15 УГПС МВД РБ.

В 1997 году ОПО-15 был переименован в ОГПС-15 МВД РБ.

16 января 1998 года завершилась реконструкция бывшего здания котельной СПТУ-105 под пожарное депо и  ОГПС-15 переезжает по адресу: г.Баймак, ул. Юбилейная, 9.

В марте 2001 года в ПЧ-114 создается база газодымозащитной службы, со склада УГПС МВД РБ отпускают  компрессор КР-2, 9 единиц дыхательных аппаратов АСВ-2. Проводится обучение газодымозащитников, создаются в каждом карауле звенья ГДЗС с правом работы в непригодной для дыхания среде. Первым мастером ГДЗС был Абубакиров Айдар Искужевич.